- Лиознова Тат. Мих.
-
ЛИО́ЗНОВА Тат. Мих. (род. 1924) — кинорежиссер, нар. артистка СССР (1984). В 1949 окончила реж. ф-т ВГИКа (мастерская С. Герасимова и Т. Макаровой) и в том же году была зачислена в штат киностудии им. Горького. Самост. постановки с 1958. В 1962 Л. преподавала во ВГИКе, в мастерской Герасимова и Макаровой. В 1975—80 вместе с Л. Кулиджановым руководила актерско-реж. мастерской во ВГИКе. В ф., поставл. Л., явственно проступает "женское начало" ее режиссуры. Оно ощущается и в доброте, тепле, нек-рой сентиментальности ее картин, и в том, что в центре многих из них — история женщины, превратности жен. судьбы. Фильмы Л. 1960-х гг. "Евдокия" (1961) и "Три тополя на Плющихе" (1967) окрашены в мелодрам. тона, особенно последний: тема неотвратимого рока, победа нравственности над страстью, морализаторство. Сохраняя и далее интерес к показу жен. судеб, Л. в 1982 поставила ф. "Карнавал". Но время изменило реж. почерк Л., он стал б. жестким, ироничным, порою экстравагантным. "Карнавал" — уже не мелодрама, а комедия, муз. шоу. Есть в творчестве Л. и ф. по содержанию сугубо "мужские", напр. "Мы покоряем небо" (1963) — о летчиках. В поставленном ею по ром. Ю. Семенова телесериале "Семнадцать мгновений весны" (1973, Гос. премия РСФСР, 1976) почти нет жен. ролей. При этом ф. насыщен лиризмом; мягкий голос Е. Копеляна за кадром; задушевные песни на музыку М. Таривердиева. В военный, строгий и абсолютно "мужской" мир ром. Семенова Л. сумела внести интонацию доброты и особой сердечности — качества, присущие всему ее творчеству. Среди др. фильмов Л.: "Мы, нижеподписавшиеся..." (1980), "Конец света с последующим симпозиумом" (1986).
Лит.: Гербер А. Беседы в мастерской. М., 1981; Пайкова Л. Ю. Стратегия успеха. М., 1988.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.